- Погребение христианское
- чин, который установлен церковью при Константине Великом, совершался с большой торжественностью даже в первые три века христианства, когда не было гонений. По свидетельству Дионисия Александрийского, П. христианское состояло в бальзамировании тела, кроме того христиане обнимали умерших, закрывали им глаза, смыкали уста, обмывали, одевали их и несли по улице со свечами. Для выноса тела не было особо приставленных к тому наемных лиц, как у римлян, родственники сами несли труп до могилы. При Константине Великом вошло, однако, в обычай иметь для выноса тела лиц, составляющих особый класс могильщиков и причислявшихся к должностным лицам церкви, непосредственно после иподиакона. Обязанностью могильщиков, называвшихся fossores, было изготовление могил в криптах и подземных коридорах, а также опущение в них тел умерших. Должность fossores была почетной, часто на могильном монументе высекалось имя могильщика. Могильщики составляли целую корпорацию, свободную от налогов, пользовавшуюся особыми привилегиями, управлялись епископами и пресвитерами, жили в специально отведенных для них жилищах и делились на несколько обществ, из которых одни приготовляли могилы, другие устраивали похоронную процессию, третьи переносили и опускали тело в могилу. Место для погребения умершего до VI в. указывала церковь. С IV в. похороны сопровождались массой народа; главное место в них занимало духовенство; во время шествия пелись церковные гимны, псалмы, которые исполнялись монахами и народом; сопровождавшие гроб несли зажженные восковые свечи, которые в Константинополе заменялись особыми погребальными лампадами, а впереди процессии несли крест. Обряд похорон был строго регламентирован и таксирован. Из постановлений апостольских видно, что П., которое совершалось после трех дней, предшествовали домашние и церковные молитвы об умершем; в третий же день служилась поминальная литургия, повторявшаяся в 9 и 40 дни, а также в годовой день смерти. В настоящее время чин погребения христиан в православной церкви с некоторыми дополнениями и распространениями сходен с чином П. древней церкви. Чин П. в России имеет такой вид: тело умершего мирянина омывается, тело священника отирается губкою, напитанною елеем, а тело монаха отирается водою. Умершего одевают в чистые одежды, большей частью в саван, священника же и архиерея одевают не только в домашние одежды, но и во все церковные, при чем на грудь мирянина кладется икона и при положении в гроб он окропляется св. водою, священнику и архиерею кладется евангелие, а в руки крест, диакону кадило. Во время отпевания на чело умершего кладется венчик бумажная лента с литографированными священными изображениями, а в руки кладется разрешительная грамота. Пока тело умершего находится в доме, над ним читается псалтирь, а над архиереем и священником евангелие и, кроме того, совершаются панихиды и литии. На основании гражд. закона, умершего хоронят после трех суток со времени кончины, исключения допускаются только в сильные жары, когда, по удостоверении врача или причта, хоронят и ранее, а также для умерших от заразительной болезни. Лица русской императорской фамилии хоронятся по Высочайшему усмотрению иногда спустя несколько месяцев; тела их обязательно бальзамируются. Местом погребения служат кладбища, священнослужителей, а также, с разрешения архиерея, храмоздателей и лиц, оказавших церкви особые услуги, хоронят в церквах. Самоубийцы лишены вовсе погребения. Пред П. тело умершего, при пении "Святый Боже", выносится для отпевания в церковь; вынос архиерея сопровождается пением стихиры "Кая житейская сладость". Во время шествия духовенство следует пред гробом, пред которым несут крест или икону, а при погребении священника хоругви, крест, евангелие, при колокольном звоне. В церкви гроб становится головою к дверям, ногами к востоку. Самый чин отпевания различен для священников, архиереев, мирян и младенцев; см. Требник. После отпевания гроб, при пении "Святый Боже" и в предшествии священника, несут к могиле и, при пении литии, опускают в нее, гроб опускают лицом к востоку. После литии священник крестообразно бросает на гроб лопаткой горсть земли, льет часть елея и сыплет пепел от кадила. За отсутствием священнослужителей лютеранских, католических и раскольнических П. может совершать и православный священник, если его попросят о том, при чем священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, сопровождает умершего от дома до могилы только при пении "Святый Боже".
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.